Администрация города Вятские Поляны
Муниципальное образование городского округа город Вятские Поляны Кировской области

Образование

Система образования г. Вятские Поляны - одна из самых крупных в регионе, это развитая сеть учреждений, которые предоставляют образовательные услуги различного уровня и обеспечивают государственные гарантии доступности образования. Это:

11 дошкольных образовательных организаций ,

5 общеобразовательных организаций (из них 3 муниципальных – МКОУ гимназия г. Вятские Поляны, МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина», МКОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны, 2 государственных - Вятский многопрофильный лицей, Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Вятские Поляны.

8 учреждений дополнительного образования, из них 3 подведомственны Управлению образования: детско-юношеский военно-спортивный патриотический центр «Эдельвейс» имени генерала армии В.Ф. Маргелова,  детско-юношеский центр «Ровесник», Центр дополнительного образования детей; 5 подведомственны Управлению социальной политики: Детская школа искусств, Детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов, Детская художественная школа, Детская школа театрального искусства им. А.Калягина, детско- юношеская спортивная школа.

Подготовку специалистов различного профиля осуществляют 2 учебных заведения профессионального образования:  Вятско-Полянский механический техникум, Гуманитарный колледж.

11 дошкольных образовательных организаций в 2022-2023 учебном году посещали 1602 ребенка, 5 общеобразовательных школ  - 4182 обучающихся и 3 учреждения дополнительного образования - 2317, подведомственные Управлению образования - 1288 детей, подведомственные Управлению социальной политики – 1029.

В текущем учебном году численность работников в образовательных организациях города составляет 1198 человек, из них руководящих работников – 69, педагогических работников – 611.

На 1 учителя общеобразовательных организаций в городе приходится 18 обучающихся.

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в 2022 году составила 82% показатель снизился  по сравнению с 2021 г. (90,3%) в связи с уменьшением количества детей (закрыты 4 группы в связи с тем, что выпуск детей в школу  превысил новый набор в дошкольные учреждения),  кроме того федеральные выплаты, которые получают родители на детей, не посещающих детский сад и не достигших возраста 3 лет, позволяют дольше не посещать детские сады.

 В очереди в детские сады по состоянию на 01.06.2023 стоит 186 малышей в возрасте от 2 мес. до 3-х лет. Охват детей дошкольным образованием детей в возрасте с 3-х до 7 лет  в г. Вятские Поляны составляет 100%.

Для детей с нарушением зрения работают 5 групп компенсирующей направленности. Численность детей, посещающих данные группы, составило 90 человек. Услуги дошкольного образования получают 13 ребенка-инвалида. 

Для родителей, воспитывающих детей дома, в пяти дошкольных        организациях открыты консультационные пункты. В них можно получить консультации специалистов по вопросам развития, воспитания детей         дошкольного возраста. В 2021-2022 уч. году году услугами консультационных пунктов воспользовались более 32 родителей.

  Особое внимание нужно уделить предоставлению дошкольного                   образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Требуется   открытие дополнительных комбинированных и компенсирующих групп для детей с нарушениями  речи, зрения, РАС, НОДА.

Основой государственной образовательной политики является  единство образовательного пространства на территории Российской Федерации. Каждый руководитель, педагог, специалист, работающий в системе образования, должен руководствоваться основными принципами  государственной политики в своей работе.

ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС

Единство образовательного пространства обеспечивается путем реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В прошедшем учебном году на обновленные стандарты перешли все 1 и 5 классы.

Системный подготовительный этап, постоянная методическая поддержка педагогов обеспечили полную готовность школ к работе по обновленным стандартам. Результаты всероссийских проверочных работ 2023 года показали повышение среднего балла у пятиклассников по всем предметам в сравнении с 2022 годом.

В новом учебном году по обновленным ФГОС будут учиться 1-4, 5, 6 и 10 классы.

В помощь школам, учителям Институтом стратегии развития образования разработаны все необходимые рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности, типовой комплект методических документов для образовательных организаций.

Наша задача – обеспечить полноценное и качественное введение федеральных государственных образовательных стандартов с 1 сентября 2023 года.

ЕДИНЫЕ ПРОГРАММЫ

На формирование целостной системы российского образования направлено и  введение  федеральных основных общеобразовательных программ.

Модель вариативности, действовавшая долгие годы в системе образования, безусловно, дала  много хороших результатов, но возникали и  сложности,  связанные с множественностью подходов, что влияло и на качество образования.

Федеральные  основные общеобразовательные программы позволяют:

унифицировать учебные планы и воспитательную деятельность,

гарантировать, что каждый школьник получит качественное образование независимо от места проживания,

обеспечить равные возможности для всех учеников.

В обязательном порядке используются федеральные рабочие программы:

 по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру  – в начальной школе,

по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ – в основной и средней школе.

Данные предметы –  это образовательная основа, и вариативности в подаче материала по ним быть не должно.

Федеральные основные общеобразовательные программы облегчают задачу учителям, так как не придется каждый год переписывать рабочую программу. Вследствие этого снижается нагрузка на педагогов.

Единые общеобразовательные программы обеспечат и единообразие проведения Всероссийских проверочных работ – учащимся не придется сталкиваться с темами, которые они не разбирали на уроках, соответственно,  оценка качества обучения будет более объективная.

ЕДИНЫЕ  ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Для выполнения единых образовательных программ будут использоваться учебники и учебные пособия, разработанные по госзаказу Министерства просвещения, а авторские права на них будут принадлежать государству. 

С 1 сентября во всех школах в 10 и 11 классах  будет использоваться Единый государственный учебник по истории.

Государственные учебники по русскому языку, литературе, окружающему миру, обществознанию, географии, ОБЖ планируется разработать до 1 марта 2024 года.

 Переход на новые учебники будет происходить постепенно. Так, для учебников с действующими экспертными заключениями, сделанными на 31 декабря 2022 года, установлены предельные сроки использования, не превышающие пяти лет.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Обновление ФГОС определило изменения в области воспитательной работы.

До  этого учебного года  школы пользовались примерными рабочими программами воспитания. В настоящее время  для каждого уровня образования есть  федеральная рабочая программа воспитания, которая призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы.  Разработан единый федеральный календарный план воспитательной работы, включающий перечень памятных исторических дат, событий, государственных праздников, юбилеев. Календарный план  дополняется мероприятиями регионального, местного значения, памятными датами для школы.

Ключевая роль в этом процессе отводится советникам директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями.

Проект «Навигаторы детства» реализуется в регионе только год. Но уже сейчас можно сказать, что сформирована активная и дружная команда советников, которая успешно справляется с поставленными задачами.

Советники стали  ведущим звеном команды специалистов в области воспитания в образовательной организации.

В сфере общего образования в 2022-2023 учебном году на территории   города функционируют 3 муниципальные общеобразовательные организации, в которых  обучаются 2870 детей.

Город Вятские Поляны имеет стабильно высокие результаты по качеству  среднего образования.

По всем предметам, сдаваемым выпускниками общеобразовательных организаций города в форме единого государственного экзамена, результаты выше областных. Наблюдается положительная тенденция стобалльных и   высокобалльных результатов.

Этот год стал лидером по 100-бальным результатам.

Впервые в области есть 300-бальник, это Дресвянников Тимофей, выпускник Лицея Шпагина, набравший 100 баллов по русскому языку; по информатике; по математике профильного уровня.

200-бальником стала выпускница гимназии – Шатунова Елизавета, набравшая 100 баллов по русскому языку и по биологии.

100-бальные результаты имеют: выпускник Лицея Шпагина - Жуков Никита по химии; выпускница Многопрофильного лицея – Козлова Софья по литературе.

Выпускники Гимназии – показали высокие результаты по обществознанию и истории;

Выпускники Лицея Шпагина – показали высокие результаты по таким предметам как химия, физика, информатика.

Выпускники Многопрофильного лицея показали высокие результаты по литературе, обществознанию, английскому языку.

Высокобалльных работ в городе (81 балл и выше) 126, из них:

          44 - в Лицее Шпагина,

          43 - в Многопрофильном лицее,

          39 - в Гимназии.

В этом году все выпускники справились с предметами по собственному выбору.

Из 128 выпускников награждены медалями 38 человек – 30% (в прошлом учебном году было 21 %). Золотые медали получили 34 выпускника, а серебряные медали - 4 человека.

 

В школах города в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» созданы и функционируют центры дополнительного образования «Точка роста».

 

Программами дополнительного образования через центры охвачено 1820 обучающихся, которые показывают высокие результаты в различных конкурсах, фестивалях, турнирах и олимпиадах.

 

У гимназии:

3 призера и 1 победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии,

призер заключительного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по экологии,

3 призера регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии,

призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии,

похвальный отзыв заключительного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по астрономии

 

Результаты учеников Лицея имени Г.С.Шпагина:

- 1 призер Межрегиональной конференции исследовательских работ;

- 1 победитель Всероссийского конкурса "Агронтри -2023;

- 4 призера, 1 победитель в Игровом конкурсе "Астра"

- 1 победитель Областной олимпиады по физике

– 1 призер  Областной олимпиады по химии

 

В центре «Точка роста» Вятского многопрофильного лицея проведено 6 межрегиональных мероприятий:

- Конкурс письменных работ «Новые технологии в жизнь» Акция «Память жива, пока мы помним», посвященная Дню Героев Отечества;

- «Scratch-анимация – 2022. Открытка ко Дню Победы»;

- конкурс-фестиваль учебных проектов «Созидание и творчество» в образовательной области «Технология»;

- Турнир «Знай и соблюдай »

- Форум “#Молодежь43”

Всего у лицея 26 победителей и 38 призеров различных конкурсов, фестивалей, турниров.

В школах города созданы школьные театры, которые посещает 339 обучающихся. Ребята не только показывают спектакли для детей и взрослых, но и участвуют в конкурсах.

Так школьный театр гимназии «Веселая карусель» стал победителем  межрегионального конкурса «Театральная весна».

С 1 сентября 2021 года в школах города работают школьные спортивные клубы. В них реализуются такие программы дополнительного образования как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, футбол, лыжи, Подготовка к сдаче норм ГТО, борьба.

И здесь у школьников имеются высокие результаты.

Лицей имени Г.С. Шпагина завоевал Кубок «Лига классов -чемпионов», по итогам участия в турнире, среди школ города Вятские Поляны в рамках Всероссийского фестиваля «Футбол в школе», стал Призером соревнований по легкой атлетике, волейболу, лыжным гонкам муниципального этапа XXXIII областной спартакиады учащихся Кировской области, призером в первенстве по мини-футболу среди образовательных учреждений города Вятские Поляны, призером Чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС - БАСКЕТ».

Команды  СОШ № 5 являются победителями и призерами соревнований по волейболу, лыжным гонкам муниципального этапа XXXIII областной спартакиады учащихся Кировской области, призерами первенства по мини-футболу. У школы есть победитель и  призер Межрегиональных соревнований по спортивной борьбе.

Обучающиеся Вятского многопрофильного лицея одержали победу в муниципальном этапе XXXIII спартакиады кировской области среди обучающихся ОО, в открытом первенстве МБОУ СШ «Витязь» г. Сосновка по волейболу, в Кубке по мини-футболу, в VIII межрегиональном кубке по волейболу, в дивизионе «Юг» ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» Кировской области.

Обучающиеся гимназии являются призерами соревнований по легкой атлетике, волейболу, лыжным гонкам муниципального этапа XXXIII областной спартакиады учащихся Кировской области, победителями (команда юношей) и призерами (команда девушек) Чемпионата Школьной баскетбольной лиги «КЭС - БАСКЕТ», победителями зональных соревнований по баскетболу «КЭС-БАСКЕТ», призерами VIII межрегионального Кубка по волейболу.

В 2022-2023 учебном году мы максимально уделяли внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Благодаря участию школ города в реализации проекта «Знай наших», реализованного в рамках регионального грантового конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций 2022 года, организованного министерством внутренней политики Кировской области при поддержке Фонда президентских грантов мы увеличили количество членов юнармейского движения в образовательных организациях со 136 чел. до 223 чел. В рамках реализации проекта в городе появилась комната Юнармейца, которая стала постоянной площадкой для организации межведомственного взаимодействия по патриотической деятельности. Работа в данном направлении продолжится и в 2023-2024 учебном году.

В этом году особое внимание уделялось вопросам безопасности в учреждениях. Образовательным организациям города Вятские Поляны на антитеррористические мероприятия было выделено 6,6 миллионов рублей из областного бюджета и 561 тысяча рублей - из местного бюджета. На эти средства были выполнены следующие работы:

В Лицее Шпагина – установлена система экстренного оповещения, система видеонаблюдения, система охранной сигнализации, система контроля и управление доступом, ворота с жесткой фиксацией, проведен ремонт ограждения.

В гимназии – установлены ворота с жесткой фиксацией, оборудовано помещение для охраны, установлено видеонаблюдение, система контроля и управление доступом.

В СОШ № 5 – установлена система экстренного оповещения, система видеонаблюдения, система охранной сигнализации, оборудовано помещение для охраны,  установлены ворота с жесткой фиксацией.

В детском саду № 4 «Аленький цветочек» установлена система оповещения, а в детском саду № 10 «Сказка» наружное освещение.

Ежегодно администрацией города реализуется комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы учреждений образования с      целью обеспечения всем учащимся гарантий безопасности и сохранения  здоровья, растет количество интерактивной техники не только в школах, но и в дошкольных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования. Во всех образовательных организациях активно используются мультимедийные комплексы, во всех школах города - электронный журнал, электронный дневник. Успешно реализуется электронная запись в дошкольные учреждения, организации дополнительного образования и  в первый класс общеобразовательных организаций. Каждое образовательное учреждение имеет официальный сайт, соответствующий требованиям законодательства.

Исходя из анализа реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования и стратегических ориентиров развития образования до 2025 года, выбраны основные направления комплекса мер по модернизации системы общего образования города Вятские Поляны:

создание в общеобразовательных организациях условий, обеспечивающих сохранение здоровья и безопасность школьников;

развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной образовательной программы общего образования;

обеспечение доступности качественного образования детям;

развитие кадрового потенциала системы общего образования города;

совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie