Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления предусмотрена ст.150 Уголовного кодекса РФ.
Преступлением признаются действия лица, достигшего 18 лет, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление, путем обещаний, обмана, угроз или иным способом.
По части 1 статьи 150 Уголовного кодекса РФ может быть привлечено совершеннолетнее лицо, совершившие указанное преступление умышленно, т.е. взрослый осознавал либо допускал, что своими действиями он вовлекает именно несовершеннолетнего в совершение преступления.
За данное преступление уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Вместе с тем, если действия по вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления совершены родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, то уголовная ответственность наступает по части 2 ст.150 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет с возможностью лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 150 Уголовного кодекса РФ, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Препятствием для получения каких разрешений (лицензий, удостоверений) является диагноз наркомания или употребление наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача?
Действующее законодательство предусматривает, что лицам с расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, не могут быть выданы разрешения (лицензии, удостоверения), а действие выданных разрешений (лицензии, удостоверения) прекращается:
- на владение оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 143),
- на право быть частным охранником (ст.11.1 Закона РФ 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 300),
- на право управления транспортным средством (статья 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604).
Введена уголовная ответственность за укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних
Федеральным законом от 06.03.2022 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» статья 316 Уголовного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции в связи с установлением уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Указанные действия наказываются штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Как и ранее, сохранена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений, наказываемое штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечанием к статье 316 Уголовного кодекса Российской Федерации, как и прежде, определен круг лиц, не подлежащих уголовной ответственности за совершение вышеуказанных действий. К ним отнесены супруги или близкие родственники лица, совершившего преступление.
Указанные изменения вступили в силу 17.03.2022.
Георгиевская лента приравнена к символам воинской славы России
Федеральным законом от 29.12.2022 № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен статус Георгиевской ленты.
Георгиевская лента признана одним из символов воинской славы России.
Федеральным законом установлено, что Георгиевская лента используется во время проведения органами публичной власти торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы, иных мероприятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России (ст. 1 Федерального закона).
Георгиевская лента, в том числе ее изображение, может использоваться во время проведения органами публичной власти мероприятий, посвященных памятным датам России, мероприятий, направленных на патриотическое, в том числе военно-патриотическое, и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, и иных мероприятий (ст. 2 Федерального закона).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2022 № 579-ФЗ публичное осквернение Георгиевской ленты влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 13.15 КоАП РФ публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенное с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
За осквернение символов воинской славы России, совершенное публично, частью 3 статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
За данные деяния, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Расширены права собственников жилых помещений
С 1 января 2023 года в силу вступил Федеральный закон от 14.07.2022 №304-ФЗ, которым внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с внесенными изменениями собственникам жилого помещения предоставлено право получить адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем собственнику, без их согласия.
По запросу собственника подлежат сообщению сведения о фамилии, имени, отчестве; дате и месте рождения; адресе и дате регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания).
Также возможно получить сведения в отношении иностранных граждан, зарегистрированных по месту жительства или поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, на получение сведений об иностранных гражданах, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, без согласия указанных иностранных граждан.
В соответствии с законом государственная услуга по предоставлению адресно-справочной информации будет предоставляться органами внутренних дел.
Изменения в законодательстве о социальном обеспечении
17.03.2023 вступил в законную силу Приказ Минтруда России от 30.01.2023 № 48н «О внесении изменений в пункт 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н».
Законодательством предусмотрен ускоренный порядок выплаты компенсации инвалиду за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации или оказанную услугу.
Внесенными изменениями установлено, что теперь решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу должно быть принято уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего заявления (ранее – в течение 30 дней).
Кроме того, с 1 месяца до 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения сокращен срок для направления средств на выплату инвалиду компенсации путем почтового перевода, либо в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом.
О сохранении трудовых отношений с мобилизованными работниками
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В целях обеспечения социально-трудовых гарантий для граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1677 внесены изменения в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах. В связи с данными изменениями Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлена информация о сохранении рабочих мест для мобилизованных граждан (Письмо Минтруда России от 27.09.2022 № 14-6/10/В-13042). Кроме того, Федеральным законом от 07.10.2022 № 376-ФЗ внесены изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Так, установлен запрет на прекращение трудовых договоров и служебных контрактов с гражданами, призванными на военную службу по мобилизации.
Действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с мобилизованными работниками, приостанавливается на время службы (в том числе действие срочного трудового договора).
На период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность), социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до призыва на военную службу по мобилизации.
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Работник обязан предупредить работодателя о своем выходе на работу не позднее чем за три рабочих дня.
При этом, если работник не вышел на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, либо после окончания действия заключенного им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному пунктом 13.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В АПК РФ и ГПК РФ уточнены вопросы судебного представительства
Федеральным законом от 18.03.2023 № 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" установлено, что судебными представителями помимо лиц, перечисленных в статье 51 ГПК РФ и части 1 статьи 60 АПК РФ, не могут быть также иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом.
Этим же законом в ГПК РФ внесены поправки, уточняющие требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа и искового заявления с целью исключения неправильной идентификации должников и ответчиков. Если взыскателю (истцу) задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капремонт, энергетических ресурсов неизвестны фамилия, имя, отчество должника (ответчика), то взыскатель (истец) вправе указать об этом в заявлении. В таком случае указанная информация будет представляться суду органами СФР, налоговыми органами, органами внутренних дел, а также организацией, уполномоченной на предоставление сведений из ЕГРН.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Ответственность за ненадлежащее рассмотрение обращений.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданам предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Срок рассмотрения обращения, в соответствии со ст.12 Закона, составляет не более 30 дней. Не рассмотрение обращений; ненадлежащее рассмотрение обращений; рассмотрение обращений за пределами установленных сроков, а также иные нарушения, допущенные при рассмотрении обращений, являются основанием для привлечения к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения предусмотрен штраф в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
Для того, чтобы подтвердить факт обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения, рекомендуется:
1. направлять обращения в письменной форме;
2. в случае направления обращений путем почтовой связи, необходимо направлять обращения заказным письмом;
3. проставлять на копии обращения (заявления) отметку о получении должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления.
В случае нарушений порядка рассмотрения Вашего обращения, Вы можете обжаловать ответ вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры.
О запрете курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Потребление никотиносодержащей продукции включает в себя сосание, жевание, нюханье никотиносодержащих изделий либо вдыхание никотиносодержащего аэрозоля, пара, получаемых путем их нагревания при помощи устройств для потребления никотиносодержащей продукции.
Статьей 12 указанного федерального закона предусмотрено, что для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах;
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
- на автозаправочных станциях;
- в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов:
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
- в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака, потреблением никотинсодержащей продукции или использованием кальянов из других помещений.
За нарушение вышеуказанных запретов законодателем предусмотрена административная ответственность.
Так, при нарушении установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах санкция части 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей. За совершение гражданами указанного деяния на детских площадках предусмотрено более строгое наказание в виде административного штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей.