Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.10.2023 № 771 утвержден Порядок допуска студентов (достигших 18 лет), обучающихся на последнем курсе по образовательным программам среднего профессионального образования, к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования, при наличии в образовательной организации потребности в педагогических работниках.Порядком определен перечень документов, предоставляемых работодателю (характеристика обучающегося, выданная организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается, справка о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается, подтверждающую успешное прохождение им промежуточных аттестаций за предыдущие годы обучения по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей «Образование и педагогические науки»).Решение о допуске обучающегося к педагогической деятельности принимается работодателем при условии представления полного комплекта документов и по результатам проведенного с ним собеседования. В случае принятия решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
С какого времени начинает течь срок при лишении правонарушителя водительских прав?
В соответствии с частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
При этом в течение трех рабочих дней после вступления в законную силу судебного акта гражданин, привлеченный к административной ответственности, должен сдать водительские права (удостоверение) в ГИБДД территориального отделения полиции, а в случае утраты такого документа - заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
Согласно части 2 статьи 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи удостоверения срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Дополнительно Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснение ситуации, при которой правонарушитель, подав заявление в ГИБДД об утрате водительского удостоверения, фактически продолжил им пользоваться и вновь совершил правонарушение. В этом случае, как разъяснил суд, течение срока лишения специального права начинается с момента изъятия сотрудниками ГИБДД якобы потерянного ранее водительского удостоверения.
Ответственность граждан за неуплату алиментов
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В этой связи законодатель предусмотрел применение мер административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-правового воздействия по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации по отношению к гражданам, не исполняющим свои обязанности по содержанию детей. Так, частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Для привлечения должника к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ необходимо соблюдение следующего ряда условий:исполнительное производство о взыскании алиментов возбуждено на основании вступившего в законную силу судебного решения (судебного акта, судебного приказа) либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов;срок с момента возбуждения исполнительного производства превышает 2 месяца;должник надлежащим образом уведомлен о судебном решении (нотариальном соглашении), возбужденном исполнительном производстве, при этом им в указанный срок не приняты меры по уплате алиментов;отсутствуют уважительные причины неуплаты;должник не находится в розыске, не признан судом безвестно отсутствующим;бездействие должника не содержит уголовно-наказуемого деяния.
За указанное административное правонарушение, предусмотрены следующие виды наказаний: обязательные работы на срок до 150 часов;административный арест на срок от 10 до 15 суток; административный штраф в размере 20 тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест.
Одним из условий наступления административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов законодатель определил отсутствие уважительных причин.
Под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица:в случае его болезни; по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм; при наличии доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые условия). Данный перечень не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов устанавливаются в каждом конкретном случае отдельно. Частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение аналогичных действий (бездействия), если это деяние совершено неоднократно. Наказанием в данном случае могут стать исправительные работы на срок до 1 года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до 3 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.
Согласно примечанию к указанной статье под неоднократностью понимается неуплата родителем в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей) в период, когда он подвергнут административному наказанию по ст. 5.35.1 КоАП РФ. Привлечение должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов возможно при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей, постановление судьи о назначении наказания по делу об административном правонарушении вступило в законную силу и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (один год с момента отбытия наказания).
Если возникнут новые обстоятельства в гражданском деле, возможно ли повернуть ранее принятое решение?
В соответствии со ст. 445.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в принятом в результате повторного рассмотрения дела новом судебном постановлении, которым суд окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, должен быть разрешен вопрос о повороте исполнения судебного постановления.
При этом данной статьей предусмотрены исключения, когда поворот решения не допускается, если не будет доказано, что истцом исполнения представлены ложные сведения или подложные документы:
- о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений;
- о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- о взыскании алиментов;
- о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Если в новом судебном постановлении нет указания на поворот исполнения судебного постановления, лица, участвующие в деле, вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.
Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (правообладателем) соседнего участка. Соглашение оформляется письменно. Сервитут, установленный соглашением, подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. Исключение составляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если срок установления сервитута в отношении такого участка не превышает трех.
Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке.
Право гражданина на устное обращение и порядок подачи и разрешения коллективных обращений
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы рассмотрения обращений граждан, в том числе устных, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, контролирующих органах, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона обращение гражданина может иметь письменную форму, форму электронного документа либо быть устным.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона устное обращение подается в ходе личного приема. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Порядок подачи и приема коллективных обращений закреплен в
ст. 8 Закона.
Обращение направляется непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращение в обязательном порядке регистрируется в течение 3 дней с момента поступления в орган.
Если обращение направлено в орган или лицу, в чью компетенцию не входит решение поставленного вопроса, либо решение вопроса относится к компетенции нескольких органов, оно направляется в течение 7 дней в соответствующий орган с уведомлением заявителей.
Если решение вопроса относится к компетенции того органа, чьи действия непосредственно обжалуются, заявление возвращается заявителям с разъяснением судебного порядка обжалования действий.
Обращение может быть подано в письменной форме, в том числе в ходе личного приема или дистанционно в форме электронного документа, в том числе с использованием личного кабинета на Едином портале.
Обращение подлежит обязательному рассмотрению, в том числе с выездом на место в случае необходимости.
Срок рассмотрения заявления по общему правилу составляет 30 дней со дня регистрации (обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции - 20 дней), который может быть продлен в исключительных случаях на срок не более 30 дней, с обязательным уведомлением заявителей.
Письменный ответ на коллективное обращение граждан направляется лицу, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя коллектива граждан, подписавших обращение.
Если получатель ответа в коллективном обращении не определен, то ответ направляется первому гражданину в списке обратившихся (подписавшихся), указавшему свой адрес, с предложением довести его содержание до сведения остальных авторов.
В случае если просьба о направлении ответа выражена всеми либо несколькими гражданами, подписавшими коллективное обращение, копия ответа направляется каждому из них по указанным ими адресам.
Отключение электроснабжения за неоплату потребленной энергии
Ненадлежащее исполнение собственниками и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.
Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При этом показания установленных индивидуальных или общедомовых (квартирных) приборов учета для исчисления размера задолженности не учитываются.
При неполной оплате потребителем электрической энергии поставщик направляет потребителю уведомление об ограничении предоставления коммунальной услуги, а в случае непогашения образовавшейся задолженности ее приостановлении.
Уведомление потребителю может быть доставлено, в том числе, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста такого уведомления, или иным способом, подтверждающим факт и дату получения уведомления Потребителем.
При этом наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги.
Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Мошенничество в сети «Интернет»
В настоящее время в связи с изменившимися условиями финансового рынка мошенничество в финансовой сфере зачастую связано с использованием новых механизмов и инструментов (call-центры, дроп-сервисы).
Мошенническая схема представляет собой выстроенную иерархию в виде пирамиды, на вершине которой находится организатор.
Есть так называемые «заказчики», то есть лица, имеющие большие суммы денежных средств, полученных преступным путем.
«Заказчики» подбирают «дроповодов», которые, в свою очередь, общаются с конкретными исполнителями задачи — «дропами».
«Дропы» — это подставные лица, задействованные в нелегальных схемах по выводу средств с банковских карт.
Такие лица привлекаются с целью избежать ответственности за перевод или обналичивание денежных средств со счетов и банковских карт.
К «дропам» относятся не только лица, осведомленные о противоправном характере своей деятельности, но и те, кто не понимает, что участвует в криминальной схеме.
Такие лица могут как непосредственно принимать участие в цепочке переводов или же продать (отдать) свою банковскую карточку «дроповоду» вместе с реквизитами счета и пин-кодом.
При этом сами «дропы» становятся соучастниками преступления, даже если до конца не понимают последствия своих действий. Чаще всего в «группу риска» попадают подростки, студенты, которые ищут быстрый заработок, и доверчивые пенсионеры.
Способами привлечения подставных лиц могут быть как личные знакомства, так и обычные объявления с предложением интересной работы с предложением быстрого роста заработка.
Объявления размещаются как правило в сети Интернет, на сайтах кадровых агентств, форумах, в социальных сетях и в телеграмм-каналах.
Вместе с тем, за участие в преступных схемах в качестве «дропа» следуют неблагоприятные последствия, поэтому если Вы случайно стали участником нелегальной схемы, следует заявить об этом в правоохранительные органы.
Так. банками непрерывно проверяются операции в целях выявления клиентов с признаками «дропа», указанные клиенты ставятся на дополнительный учет, вводятся ограничения на получение новых карт, иных электронных средств платежа и на проведение финансовых операций по выпущенным картам.
При выявлении банками состава и участников дроп-схемы по обналичиванию денежных средств информация о таких клиентах и операциях направляется в правоохранительные органы.
Участие в преступных схемах в качестве «дропа» влечет уголовную ответственность, в том числе по статьям 187 (неправомерный оборот средств платежей), 159 (мошенничество) Уголовного кодекса Российской Федерации. Помимо этого, за указанные действия в соответствии с гражданским законодательством граждане несут финансовую ответственность.
Важные аспекты защиты прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом
Приобретение товаров дистанционным способом, в частности с использованием сети Интернет, в настоящее время является одним из наиболее распространенных видов покупок.
Вместе с тем наряду с удобством и простотой такой способ несет в себе существенные риски для потребителя, выражающиеся как в высокой вероятности приобретения товара, не отвечающего заявленным потребительским свойствам, так и в существующей опасности стать жертвой мошеннических действий со стороны злоумышленников, результатом чего может стать хищение денежных средств потребителя, уплаченных за товар, который фактически ему в итоге не передаётся.
Последующая защита и восстановление нарушенных прав потребителя, как правило, осложняется удаленностью местонахождения продавца, а также возможными проблемами при его идентификации.
Вопросы, связанные с куплей-продажей товаров дистанционным способом, регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
Основными правами потребителя при приобретении товаров дистанционным способом являются:
- право отказа от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней, при этом потребитель не обязан указывать причины своего отказа;
- право отказа от товара в течение трёх месяцев с момента передачи товара, в случае если в момент доставки товара до потребителя в письменной форме не доведена информация о порядке и сроке возврата товара ненадлежащего качества.
При этом следует помнить, что при возврате покупки потребитель обязан сохранить товарный вид товара, его потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки, либо иные доказательства приобретения товара у соответствующего продавца.
При возврате товара продавец обязан не позднее чем в десятидневный срок возвратить потребителю уплаченную сумму за исключением расходов продавца на доставку товара, которые он должен подтвердить документально.
еобходимо иметь ввиду, что большинство электронных торговых площадок не гарантируют добросовестность продавцов, использующих их для своей деятельности, а также качество реализуемого товара и легитимность его происхождения, поэтому в целях минимизации негативных последствий приобретения товара, несоответствующего ожиданиям, потребителям необходимо:
- перед покупкой убедиться в наличии данных об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;
- воздержаться от приобретения товара, если условия его покупки предусматривают стопроцентную предоплату, а также неправомерное условие об отсутствие права у потребителя на возврат товара;
- также необходимо воздержаться от приобретения товара у продавца, в отношении которого отсутствует информация о его длительной хозяйственной деятельности на соответствующем рынке, и при наличии негативных отзывов покупателей о приобретенных товаров у данного продавца;
- в момент получении товара принять все возможные меры по определению его соответствия заявленным характеристикам, отсутствию признаков использования его ранее, восстановления товара, его составных частей, наличия пломб, иных защит от подделки, предусмотренных изготовителем, соответствия даты его изготовления, идентификационных данных, технических и иных характеристик, в том числе с использованием ресурсов, имеющихся в сети Интернет, убедиться в отсутствии общеизвестных признаков контрафактности изделия;
- при наличии сомнений в качестве или подлинности товара, отказаться от получения товара непосредственно в месте его доставки;
- при обнаружении признаков ненадлежащего качества после получения товара незамедлительно принять меры к их фиксации, а также соблюдению процедуры и условий возврата товара ненадлежащего качества в предусмотренные сроки.
Социальная защита инвалидов: новое в федеральном законодательстве
Федеральным законом от 28.04.2023 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», введены понятия «сопровождаемое проживание инвалидов» и «социальная занятость инвалидов».
Под сопровождаемым проживанием инвалидов следует понимать комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).
Сопровождаемое проживание инвалидов включает в себя в том числе:
1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;
2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;
3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;
4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.
Примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов будет установлен Правительством Российской Федерации.
Нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с учетом критериев, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Социальная занятость инвалидов определена как деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.
Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют организации, уполномоченные на осуществление социальной занятости инвалидов.
Указанные изменения федерального законодательства вступили в силу с 01.09.2023.
Выселение нанимателя по причине использования жилого помещения не по назначению, нарушения прав соседей
Жилищным законодательством предусмотрена ответственность нанимателя и членов его семьи за использование жилого помещения не по назначению, систематическое нарушение прав соседей.
В соответствии со ст. 91 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопро